Блог о бизнесе

Маркетинговые исследования

2024-03-31 09:53
Маркетинговые исследования снижают риски для бизнеса, помогая выстраивать грамотную стратегию рыночного продвижения. Это позволяет отбирать для рекламной кампании только перспективные продукты, способные заинтересовать целевую аудиторию.

Преимущества

Маркетинговый анализ, в отличие от внутренней аналитики организации, объясняет поведение потенциальных покупателей и дает ответ на множество вопросов. Полученные по итогам аналитические данные покажут, какие тренды существуют на рынке, и помогут:

  • выявить потребности потенциальных клиентов и максимально удовлетворить их;
  • правильно построить ценообразование;
  • узнать сильные и слабые стороны товара;
  • скорректировать бизнес-стратегию при необходимости.

Варианты проведения

Сегодня существуют десятки разновидностей маркетинговых исследований. К наиболее популярным из них относятся мероприятия, направленные на изучение следующих объектов:

Рынок

Изучаются возможности конкретного рыночного сектора, конкуренты и возможные трудности. В результате заказчик находит подходящую нишу и оценивает рентабельность деятельности в текущих условиях.

Узнаваемость бренда

Выявляется не только известность бренда, но и правильность его позиционирования, а также восприятие марки покупателями.

Конкуренты

Определяются преимущества и недостатки конкурентов, их ценовая политика, возможности для сотрудничества. Это помогает найти способы выделить свой продукт и обогнать конкурирующие бренды.

Личность покупателя

Нужно для выявления и сегментации потребительской аудитории, включая:

  • социальный статус;
  • половозрастные характеристики;
  • уровень дохода и образования;
  • основные интересы;
  • проблемы и др.

Уровень удовлетворенности и лояльности клиентов

Помогает прояснить ряд моментов, включая:

  • минусы предлагаемого продукта;
  • совпадают ли ожидания потребителей с реальностью;
  • готовы ли они возвратиться за повторной покупкой.

По результатам проводится корректировка рекламы, и ищутся способы улучшить клиентский опыт.

Ценообразование

Выясняется стоимость аналогичных товаров и оптимальная цена, позволяющая максимизировать прибыль и не отпугнуть потребителей.

Особенности использования продуктов и услуг

Анализируется применение продукта пользователями, их реакции и возникающие в процессе трудности. Это способствует совершенствованию продукции.

Сегментация рынка

Устанавливаются сегменты потребителей в конкретной отрасли. Тщательный анализ направлен на выявление узких ниш и создание продукта полностью под требования клиента, с учетом его интересов, привычек и актуальных потребностей.

Макросистема

Оцениваются внешние условия и отраслевые рынки, способные косвенно повлиять на достижения компании.

Цель проведения

Маркетинговые исследования позволяют собрать, классифицировать и проанализировать информацию, касающуюся ситуации на рынке. Сюда относятся цены на аналогичные товары, выпускаемые конкурентами, пользовательские предпочтения и пр. Это помогает строить бизнес-стратегию на надежном фундаменте, а не интуиции и авторитете руководства.

Оптимальная частота исследований

Для реализации конкретного проекта или решения разовой бизнес-задачи достаточно однократного исследования. В остальных случаях их необходимо проводить систематически, на протяжении длительного срока. К примеру, делается ежемесячный опрос клиентов относительно качества предоставляемого сервиса.

Исполнители

Исследования проводят как сами компании, так и специализированные агентства. В маленькой фирме задачу, как правило, решает один маркетолог, а в корпорациях этим занимается соответствующий отдел.

Состав участников зависит от используемого метода. В список классических методик исследований входят:

  • Опрос – наиболее востребованный и доступный способ. Респондентам предлагается честно и откровенно ответить на серию вопросов. Опрашиваемые люди выбирают подходящие варианты ответов или отвечают в свободной форме. Можно проводить анкетирование по телефону, онлайн-опросы на сайтах и в социальных сетях.
  • Наблюдение: при этом исследователи наблюдают за индивидом, использующим продукт. Делается это в реальных или моделируемых условиях.
  • Интервью – короткие, глубинные и экспертные. Здесь ведется беседа с интервьюируемыми в формате «тет-а-тет». Это позволяет глубже погрузиться в мысли целевой аудитории и узнать неочевидные мнения о продукте.
  • Фокус-группы: участвующие разбиваются на команды из 6-10 человек. После использования продукта люди обсуждают полученный опыт в компании с ведущим – модератором.
  • Эксперимент: здесь меняются привычные параметры наподобие упаковки, стоимости и комплектации – по отдельности или одновременно.

Сколько стоят исследования

Самыми дорогостоящими методами считаются фокусные группы и эксперимент. Проведение исследований бывает затратным, но это уберегает от потери денег, которая становится неизбежной при выходе на рынок с неправильным продуктом, не нужным потребителю.

Заключение

Маркетинговые исследования – важнейшая опора для коммерческих организаций. Это своеобразный компас, показывающий лучшее направление движения. Ничто не гарантирует стопроцентно правильность принимаемых бизнес-решений. Однако, проведя исследования, можно получить объективную картину, а на ее основе уже принять верные решения.